“Фонд подотчетен всем“. Интервью председателя правления ФСМС Абылкаира Скакова

2024 год был сложным для больниц и поликлиник. Они месяцами недополучали или вовсе не получали финансирование от Фонда социального медицинского
“Фонд подотчетен всем“. Интервью председателя правления ФСМС Абылкаира Скакова

2024 год оказался непростым для медицинских учреждений. Больницы и поликлиники длительное время не получали должное финансирование. Причиной назывались нехватка бюджета и проблемы с цифровизацией.


– Вопрос о финансах. В прошлом году фонду пришлось догонять обязательства перед медицинскими организациями. Как обстоят дела с началом нового года?


– Все медицинские учреждения, заключившие договоры на предоставление бесплатной медицинской помощи и ОСМС на 2024 год, получили средства за услуги прошлого года. Несмотря на задержки, к декабрю все расчеты были завершены.


– Дефицит бюджета и цифровизация ранее упоминались как основные причины. Что происходит с цифровыми системами?


– Проблемы с информационными системами стоят давно. Фонд начал работать над собственной платежной системой после неудачного запуска проекта "Е-Денсаулық". Процесс сложный, но во втором полугодии ситуация стабилизировалась, платежи начали поступать вовремя.


Фонд как финансовая организация


– Вы упомянули 2,8 триллиона тенге на 2024 год. Что необходимо для оптимального управления такими средствами?


– Как финансовая организация, фонд должен улучшать свои внутренние процессы. У нас почти 2 тысячи поставщиков и около 400 миллионов медицинских услуг в год. Управление такими объемами требует серьезной работы над собой.


– Значит, вы хотите дистанцироваться от других проблем здравоохранения?


– Эффективное финансирование напрямую влияет на качество медицинской помощи. У нас практически нет другого способа повлиять на решение вопросов в здравоохранении.



Фонд не разрабатывает государственную политику и не управляет медицинскими учреждениями. Мы финансовая организация.



– Как насчет штрафов для медработников?


– У нас ограниченные полномочия, и мы стремимся к партнерским отношениям с медорганизациями. Все требования прописаны в договорах закупа услуг.


– Какие изменения произошли в договорных отношениях?


– Мы сократили число требований и заключили новые партнерские соглашения с 129 стационарами. Провели инвентаризацию квалификаций поставщиков и увеличили взаимодействие с пациентами через наши сервисы.


Ориентированность на жалобы


– Как фонд может помочь пациентам?


Наши выплаты происходят после проверки качества предоставленных услуг.



Жалобы пациентов – важный источник для оценки работы медицинских учреждений.



Мы работаем над разрешением вопросов пациентов, они помогают нам осуществлять контроль.


– Сколько обращений поступило в 2024 году?


– Мы получили более 13,5 тысячи жалоб, в основном касающихся качества и доступности услуг.


– Это связано с недостатком информации?


– Проблема не в недостатке информации, а в достижении целевой группы. Мы проводим многочисленные встречи и активно информируем через соцсети и сайт.


Оптимизация процессов


– Как фонд улучшает мониторинг качества медуслуг?


– Мы начали оптимизацию процессов, сократив виды мониторинга и уменьшив количество обязательств для поставщиков. Этот процесс поэтапный.


– Можно ли обойтись без цифровизации?


– На данный момент невозможно оцифровать всю сферу моментально, но мы начали с ситуационно-аналитического центра, который существенно расширяет наши аналитические возможности.



Центр помогает нам принимать обоснованные решения и предвидеть будущие тренды.



– Заменит ли цифровизация сотрудников фонда?


– Машины будут заниматься рутинной работой, а сотрудники – управлением сложными случаями. Мы надеемся на внедрение ИИ.


– Как оцениваете кадровый потенциал фонда?


– В фонде работают высококвалифицированные специалисты. Мы инвестируем в их развитие через программы обучения и кадровым резервам.


Фонд открытый для общества


– Как фонд взаимодействует с обществом?


– Мы ведем открытый диалог с общественностью и консультируемся с различными экспертами. Общественные советы активно участвуют в нашей деятельности.


– Как среднестатистический житель может ознакомиться с работой фонда?


– Мы регулярно обновляем информацию на сайте и в соцсетях. Все финансовые показатели доступны для ознакомления.


– Какие выводы сделаны после проверки фондом Высшей аудиторской палаты?


– Проверка выявила ряд нарушений, и все необходимые меры были предприняты.


Фонд будущего


– Какие основные направления работы фонда в прошлом году?


– Мы концентрировались на цифровизации, партнерстве с медучреждениями и укреплении диалога с обществом. Также мы пересматривали стратегию фонда.


– Что нового в стратегии фонда?


– Стратегия направлена на развитие фонда как высокотехнологичной и прозрачной финансовой организации.


– Означает ли это, что фонд превратится в финтех-компанию?



– В будущем фонд должен стремиться к гибкости и высокой эффективности, используя современные технологии.