Алматы: спасение от смога или новый Пекин?

Алматы снова в топе городов с самым грязным воздухом, и это не просто статистика — это реальность, которую мы все чувствуем! Но что, если я скажу, что Пекин, когда-то утопавший в смоге, смог вдохнуть свежий воздух? Узнайте, какие меры помогли китайской столице и возможно ли применить их к нашему городу. Давайте разберемся вместе!
Алматы: спасение от смога или новый Пекин?

Алматы стабильно входит в международные рейтинги городов с наиболее загрязненным воздухом. Угольные ТЭЦ, автомобили, частный сектор, а еще здания, перекрывающие воздушные потоки – все вместе это создает настолько тяжелую обстановку, что загрязненность воздуха заметна визуально. Но как помочь городу? Корреспондент, находящийся сейчас в Китае, изучил опыт Пекина, где когда-то была не просто похожая ситуация, а куда хуже. Однако сейчас жители столицы КНР чаще наслаждаются голубым небом и свободно дышат во время прогулок по городу. Как им это удалось и применим ли опыт Пекина к Алматы? – подробно разбирается в материале.

Какова ситуация в Алматы?

По информации Казгидромета, в 2024 году уровень загрязнения воздуха в Алматы достиг критической отметки и классифицируется как "очень высокий". Основные вредные вещества – это микрочастицы (PM2.5 и PM10), оксид углерода, диоксид серы и азота, формальдегид.

Причины загрязнения давно известны и не раз обсуждались экологами: быстрый рост населения, урбанизация, увеличение автомобилей на дорогах, слабое развитие общественного транспорта и высокая зависимость от угля для отопления и выработки электроэнергии.

"Город проектировался на одно количество населения – около 500 тысяч – а сейчас в нем проживают более двух миллионов человек. Плюс сколько въезжающих в город ежедневно. Сколько бы мы ни говорили о качестве атмосферного воздуха, ситуация лишь усугубляется. Необходимо приводить город к некоторым ограничениям, которые понравятся не всем", – говорит эколог-эксперт Общественной палаты при Мажилисе РК, председатель "Казахского общества охраны природы" Айжан Скакова.

Смог в Алматы. Фото: ©️ / Алихан СариевСмог в Алматы. Фото: ©️ / Алихан Сариев

Модератор гражданской инициативы "Чистый воздух Алматы", экоактивист и экономист Асет Наурызбаев называет ситуацию с воздухом в городе критической.

"Согласно исследованиям, каждый четвертый алматинец страдает заболеваниями, связанными с загрязнением воздуха. Из этого следует, что из ста родившихся абсолютно здоровыми детей двадцать пять со временем заболеют. И вина в этом будет наша, взрослых. Поэтому ситуация критическая", – отметил он.

Как с такой же проблемой справился Пекин?

Те, кто бывал в Пекине примерно 15 лет назад, наверняка помнят, что там была очень похожая ситуация. Смог стоял такой, что людям постоянно приходилось носить маски. Видимость из-за смога иногда была практически нулевой, и даже при проветривании в квартиры попадала дымка. 

Сейчас ситуация изменилась. Это чистый и зеленый город, в котором большую часть года видно голубое небо. Ходить в масках больше нет необходимости. Ну а смог образуется гораздо реже, в основном – зимой.

И вот какие меры были приняты, чтобы спасти город (расскажем не обо всех, но о самых интересных, на наш взгляд):

  • У руководящих чиновников есть некий KPI (можно назвать это рейтингом госслужащего), связанный с ответственностью за нарушения в области загрязнения воздуха. В Китае контроль качества воздуха цифровизирован и, если есть превышения, об этом сразу все узнают. В том числе "сверху". Если нарушений много, а меры никакие не предпринимаются, у чиновника накапливаются "отрицательные баллы". Это чревато увольнением или понижением в должности, а еще это очень скажется на его дальнейшей карьере. Например, какую-либо руководящую должность он уже вряд ли сможет занять. Поэтому чиновники в первую очередь заинтересованы в том, чтобы воздух был чистым.
  • Машинам, работающим на бензине или дизеле, запрещено ездить по городу в определенные дни. Ограничения привязаны к госномеру. А точнее – к его последней цифре. Работает это так: автомобили с госномерами, заканчивающимися на цифры 1 и 3 не могут выезжать в город по понедельникам и средам. Так, административными мерами количество передвигающихся по городу машин снижается. Если же у человека электромобиль, выезжать он может когда угодно. К слову, электромобилей в городе если не большинство, то очень много. Из них состоит весь таксопарк. А еще – общественный транспорт.
  • Искусственно созданы трудности в получении госномера для дизельных и бензиновых авто. Ежемесячно разыгрывается лотерея. Госномер получают далеко не все желающие, ожидание может продлиться не один месяц. На своей бензиновом машине тем временем человек ездить не сможет. С получением госномера для электромобиля таких проблем нет.
  • Строительство многоуровневых дорожных развязок разгружает улицы. В результате удается избежать дорожных заторов. Пробки бывают, но они не "стоячие" – машины медленно, но все время движутся. 

Пекин. Фото: ©️ / Иван СухоруковПекин. Фото: ©️ / Иван Сухоруков

  • Заводы и фабрики, загрязняющие воздух, перенесены за пределы города или даже в другие провинции. Это резко сократило количество выбросов в Пекине.
  • Переход на газовое и электрическое отопление. Угольного центрального отопления осталось не так много. У многих жителей Пекина в квартирах стоит либо газовое, либо электрическое оборудование для обогрева, которое они могут включать и выключать, когда захотят.
  • Субсидии на метро (проезд стоит 3 юаня – это около 210 тенге) и автобусы (проезд стоит 1 юань – это около 70 тенге). И это настолько дешево, что стимулирует людей пересаживаться с тех же такси на общественный транспорт. Есть также поощрительные бонусы. Если всегда оплачивать проезд через онлайн-сервисы, количество поездок и потраченные на них деньги фиксируются. Через некоторое время начнет действовать скидка на общественный транспорт – 25 и даже 50 процентов.
  • Повсеместная установка стоянок с общедоступными велосипедами. Их аренда стоит недорого, благодаря чему люди пересаживаются на такой вид транспорта. Отказываясь от такси или личных авто. Многие также предпочитают машине мопеды. Инфраструктура для двухколесного транспорта в Пекине очень развита. Здесь много велодорожек или специально отведенных полос вдоль проезжей части.

Велосипеды в Пекине. Фото: ©️ / Иван СухоруковВелосипеды в Пекине. Фото: ©️ / Иван Сухоруков

Применим ли опыт Пекина для Алматы?

Мы поинтересовались у алматинских экологов и экоатиквистов, что они думают об опыте Пекина. А также попросили их дать оценку – насколько пример китайской столицы применим к Алматы.

"С KPI очень правильная идея, но у нас, к сожалению, не рейтингуются чиновники. По номерам есть отрицательный опыт в том смысле, что богатые покупают два-три автомобиля, а небогатые не могут себе этого позволить. Тем не менее. мера действенная. Перенос производства у нас произошел сам собой в основном. Переход на газ уже осуществляется. Общественный транспорт нами дотируется уже. Нужно его развивать – снижать интервалы и повышать комфортность. Велодорожки надо развивать не только для развития велосипедного движения, но и для самокатов. Необходимо усиливать меры поддержки чистого транспорта: обеспечить инфраструктуру для зарядки электромобилей, закупать больше троллейбусов, электробусов, строить ЛРТ", – считает экоактивист Асет Наурызбаев.

Как отметила эколог-эксперт Общественной палаты при Мажилисе РК Айжан Скакова, воздух – комплексная проблема, которая требует всестороннего решения. И задействованы в этом должны быть все стороны: и обычные граждане, и бизнес. По ее словам, с 1 января 2025 года вступила в силу норма об обязательной установке на промышленных предприятиях автоматизированных систем мониторинга выбросов в атмосферу. Но, как сообщила Скакова, по сей день далеко не везде они установлены. 

"Необходимо решать вопрос с транспортом, ТЭЦ, печным отоплением, тогда дышать станет легче. Да, население Алматы растет, застройка бешеная, географическое положение, климат – все эти условия не способствуют рассеиванию загрязняющих частиц. Поэтому нужны политическая воля и решительные действия – не бояться устранять проблемы! Есть положение об особом статусе Алматы – город может внедрять любые экологические подходы, во многом самостоятельно принимая решения.  Этим и нужно пользоваться, пока действительно не стало поздно", – добавила эксперт.

К слову о политической воле: вспоминается февральская новость этого года, когда экс-акиму Алматы Ерболату Досаеву в очередной раз задали вопрос об экологической обстановке. Он тогда не смог пообещать, что проблема будет решена быстро, сказал: "Слово не дам, но выбросы снизим".

Стоит заметить, что бывший алматинский градоначальник посещал Пекин в начале этого года. Там он ознакомился с принципами развития столицы Китая и отметил, что "Алматы и Пекин следуют схожему пути развития". А также подчеркнул, что "важно перенять лучшие практики мегаполиса с учетом специфики нашего города". Вот только перенимать опыт придется уже новому акиму Алматы Дархану Сатыбалды, назначенному на эту должность 24 мая 2025 года. Остается надеяться, что Ерболат Досаев поделится с ним опытом, который вынес из той поездки в Пекин, а Сатыбалды, в свою очередь, все запомнит и будет внедрять.

Смог в Алматы. Фото: ©️ / Алихан СариевСмог в Алматы. Фото: ©️ / Алихан Сариев

Эколог Айжан Скакова также отметила несколько направлений, на которые стоит обратить внимание в первую очередь. Все нижеперечисленное приведено с ее слов:

  • Использование угля загрязняет атмосферный воздух. Сокращать использование угля – это критически важная мера, особенно в контексте доминирующего использования угля в частном секторе. Без масштабной газификации, население будет продолжать использовать доступное, но грязное топливо. Отопление частного сектора – серьезный вклад в загрязнение города. Здесь как раз есть поле работы для устранения таких выбросов, но как это сделать? Запретить сжигать твердое топливо в газифицированных районах Алматы? Возможно, нужны адресные субсидии для населения – это то, что сделали в Пекине, там государство помогло людям решить этот вопрос.
  • ТЭЦ. В Алматы удалось добиться, чтобы ТЭЦ начали переводить на газ. Правда, эксперты говорят, что это улучшит проблему качества воздуха частично, но не решит ее кардинально.
  • Транспорт. Весной 2024 года в Алматы создали рабочую группу экспертов для подготовки законодательной базы, которая в дальнейшем будет регулировать все, что связано с качеством атмосферного воздуха в городе. В процессе разработки специальные правила охраны атмосферного воздуха. На встречах обсуждали вопросы ужесточения контроля за техосмотром автомобилей, запрета эксплуатации машин без катализаторов, постепенного расширения парка экотакси, стимулирование утилизации старых автомобилей. 

Смог в Алматы. Фото: ©️ / Алихан СариевСмог в Алматы. Фото: ©️ / Алихан Сариев

  • Экозоны. Находится в разработке предложение о создании специальных экологических зон. Алматы планируют разделить на зоны и ограничить туда въезд машин, не соответствующих определенным стандартам, – в зависимости от класса. Эксперты неоднократно поднимали этот вопрос, но он не простой, есть риск, что это вызовет социальное напряжение. И у МВД до сих пор нет ответа на идею создать базу автомобилей в стране – в соответствии с экологическими стандартами. Сегодня предлагается контролировать нестационарные источники выбросов и, в первую очередь, начать с грузового транспорта, который является достаточно серьезным источником загрязнения воздуха в городе.
  • Перенос промышленных предприятий за пределы Алматы. Это тоже уже включалось в стратегические документы, но реализуется слабо. Вокруг города до сих пор действует ряд объектов, существенно загрязняющих воздух. Их вывод требует как политической решимости, так и компенсационных механизмов для бизнеса.

"Опыт Китая показывает, что борьба за чистый воздух – это не только вопрос технологий, но и политической решимости, институциональной подотчетности и широкой поддержки со стороны населения. Алматы может и должно адаптировать успешные меры, но без волевых шагов и межведомственного взаимодействия это останется только на бумаге", – резюмировала эколог.

Ранее вышел спецпроект "Я хочу дышать", в котором подробно рассказывалось чем дышат алматинцы, каковы реальные данные мониторинга воздуха, что такое PM2.5, а также представлены: информация о самых загрязненных районах Алматы, мнения экспертов, истории героев, страдающих от экологической обстановки и комментарии госорганов.

Читайте также цикл материалов о возможных решениях проблем Алматы:

"Перегруженность Алматы. Три сценария развития города"

"Что будет с Алматы? Город перенаселен или у него слабая инфраструктура?"