Автопром Казахстана: миллиарды на конвейере, где отвертка — главный инструмент

Депутат Мажилиса Мархабат Жайымбетов раскритиковал отечественный автопром за неэффективные методы сборки и несоответствие производственных показателей установленным требованиям. Он предложил законодательно закрепить понятие мелкоузловой сборки и усилить контроль за соблюдением условий промышленной сборки для устранения нечестной конкуренции.
Автопром Казахстана: миллиарды на конвейере, где отвертка — главный инструмент

Депутат Мажилиса Мархабат Жайымбетов раскритиковал казахстанский автопром, заявив, что миллиарды тенге уходят на так называемую "сборку одной отверткой".

В своем депзапросе он напомнил, что автопроизводители освобождаются от налогов и таможенных пошлин на ввозимые материалы и оборудование, а также получают налоговые и таможенные льготы. При госзакупках приоритет отдается именно отечественным автомобилям.

"Вся страна поддерживает развитие автопрома, и это верный шаг. Эта сфера создает новые рабочие места, способствует освоению зарубежных технологий и стимулирует индустриальное развитие. На начальном этапе государство устанавливало облегченные требования, чтобы заложить основу производства: инвестиции в размере всего 2 миллиардов тенге, выпуск 25 тысяч автомобилей в год, мелкоузловая сборка одной модели. В народе это называют 'отверточным методом'," - отметил депутат на пленарном заседании Мажилиса.

По его словам, хотя такой подход был оправдан в начале, сегодня он не способствует развитию локального производства и технологий.

С 2021 года требования ужесточились: производители должны инвестировать не менее 70 миллиардов тенге, выпускать как минимум две модели методом мелкоузловой сборки и достичь локализации в 50 процентов к 2027 году.

Однако, как подчеркнул депутат, эти требования не применяются ко всем. Крупные игроки продолжают работать по старым, более мягким условиям, что создает нечестную конкуренцию и препятствует другим инвесторам.

Кроме того, фактические производственные показатели не соответствуют установленным требованиям. При планке в 70 миллиардов тенге инвестиций и 25 тысяч автомобилей в год, в 2023 году было выпущено всего 13 тысяч машин, а за 10 месяцев 2024 года - 17 тысяч.

"Более 90 процентов автомобилей по-прежнему собираются по крупноузловому методу, что фактически является разборкой и сборкой готовых авто. Несмотря на это, такая продукция официально признается 'отечественной' и получает полноценную государственную поддержку. В результате на автомобили, собранные 'одной отверткой', из бюджета выделяются миллиарды," - заявил Жайымбетов.

Он также привел данные о несоответствии во внешнеторговой статистике. В 2024 году Казахстан, по своей отчетности, импортировал кузовов из Китая на 424 миллиона долларов, тогда как, по данным Китая, - только на 6 миллионов долларов.

"На деле готовые автомобили ввозятся как 'полуфабрикаты', освобождаются от налогов, перерегистрируются с новым VIN-кодом и не отражаются как полноценный импорт. Еще одна проблема - слабое правовое регулирование. В настоящее время взаимодействие между государством и производителями строится на основе гражданско-правовых соглашений, которые невозможно полноценно контролировать. Уполномоченные органы ограничены только перепиской и вынуждены доверять предоставляемым данным," - отметил депутат.

Чтобы изменить ситуацию, Жайымбетов предлагает законодательно закрепить понятие мелкоузловой сборки как обязательное условие для получения государственной поддержки, пересмотреть существующие соглашения о промышленной сборке с позиций справедливости и единых требований для всех производителей, а также рассмотреть вопрос о наделении Министерства индустрии и строительства полномочиями по государственному контролю за соблюдением условий промышленной сборки.

"В связи с явными расхождениями в таможенной статистике по импорту кузовов необходимо также провести специальную межведомственную проверку и принять меры по предотвращению возможных нарушений и уклонений от налогов," - заключил спикер.

В мае текущего года сообщалось о том, что первый автобренд Казахстана - LAF - появился еще в 90-х годах.

Поделиться: