Кризис в транспортной системе Казахстана: отставка Марата Карабаева и проблемы с устаревшей техникой и нехваткой кадров

Министр транспорта Казахстана Марат Карабаев был уволен после публичной критики президента из-за ухудшающегося состояния транспортной сферы, включая высокие цены на билеты и частые инциденты. Проблемы, такие как износ инфраструктуры и нехватка квалифицированных кадров, привели к нарастающему общественному недовольству и необходимости вмешательства на высшем уровне.
Кризис в транспортной системе Казахстана: отставка Марата Карабаева и проблемы с устаревшей техникой и нехваткой кадров

8 июня Марат Карабаев был освобожден от должности министра транспорта Казахстана. Это решение стало следствием недовольства президента Касым-Жомарта Токаева состоянием транспортной сферы, которая сталкивается с серьезными проблемами, включая техническую изношенность инфраструктуры и нехватку квалифицированных кадров.

Ситуация в отрасли привлекла внимание высших государственных структур на фоне регулярных инцидентов в пассажирских перевозках и растущего общественного недовольства.

Проблемы, которые ощущает каждый

В казахстанских СМИ регулярно появляются сообщения о происшествиях на транспорте. За последние годы произошло множество инцидентов, связанных с безопасностью и угрозой жизни людей.

Железнодорожные происшествия

22 апреля общественность шокировала новость о трагедии в поезде Кызылорда – Астана, где женщина выбросила новорожденного ребенка из окна вагона. В настоящее время расследование ведет полиция.

В этом же месяце в социальных сетях обсуждали случай в поезде Кызылорда – Петропавловск, где проводник домогался девушки, путешествовавшей одна. Когда она пожаловалась старшему проводнику, никаких действий не последовало.

Еще один резонансный случай произошел в августе прошлого года, когда пассажир умер от жары в вагоне. Его жена пыталась помочь, но в вагоне не оказалось аптечки, а медики на станции не имели носилок.

Пассажиры регулярно выражают недовольство качеством обслуживания и безопасностью в поездах, что приводит к общественным дискуссиям о необходимости улучшения железнодорожных перевозок.

Фото: ©️ / Алихан Сариев

Авиаперевозки

27 декабря 2019 года самолет Bek Air потерпел крушение вскоре после взлета из Алматы, в результате чего погибли 12 человек. В 2021 году были осуждены местные чиновники за незаконную продажу земли в районе катастрофы.

В марте 2024 года расследование крушения было завершено, но в конце года поступила информация о его возможном возобновлении.

7 марта 2025 года в Алматы вооруженный мужчина взял в заложники сотрудницу аэропорта, но был задержан благодаря действиям гражданского лица. По этому факту возбуждено три уголовных дела.

Спустя два месяца произошла еще одна трагедия – ребенок скончался после перелета в Алматы из-за недопонимания между службами аэропорта и авиакомпанией, что привело к отсутствию необходимой медицинской помощи.

Статистика происшествий

В конце мая Бюро национальной статистики Казахстана опубликовало данные по аварийности на транспорте за период с 2019 по 2024 год.

Авиапроисшествия

С 2019 по 2024 год в Казахстане произошло 340 инцидентов на воздушном транспорте:

  • 2019 год – 102,
  • 2020 год – 53,
  • 2021 год – 36,
  • 2022 год – 47,
  • 2023 год – 58,
  • 2024 год – 44.

Из них девять крушений самолетов и 20 серьезных инцидентов. В авиапроисшествиях погибли 64 человека, из них 10 членов экипажа и 35 пассажиров.

Железнодорожные происшествия

Ситуация на железных дорогах выглядит значительно хуже. С 2019 по 2024 год произошло 6 515 происшествий:

  • 2019 год – 925,
  • 2020 год – 967,
  • 2021 год – 1 178,
  • 2022 год – 989,
  • 2023 год – 1 134,
  • 2024 год – 1 322.

Среди происшествий 1 656 случаев схода поездов с рельсов и 443 наезда на людей. За шесть лет в этих инцидентах погибли 305 казахстанцев.

Критика от Президента

Президент Касым-Жомарт Токаев на заседании Совета безопасности выразил недовольство состоянием транспортной сферы, указав на системные проблемы и недостаточное исполнение планов. В результате министр транспорта Марат Карабаев получил выговор, а вскоре был освобожден от должности.

Карабаев, который проработал на посту чуть меньше двух лет, ранее докладывал президенту о достижениях в транспортной сфере, но после выговора заявил, что не вправе обсуждать решения президента.

"Мы все вместе будем работать над тем, чтобы своевременно и качественно исполнить те поручения Президента, которые поставлены перед нами. Как первый руководитель госоргана, я буду прилагать все усилия, чтобы оправдать оказанное мне доверие", – отметил он.

Причины проблем в транспортной сфере

Состояние транспортной сферы Казахстана можно объяснить несколькими ключевыми проблемами, выявленными в отчете транспортной прокуратуры за 2024 год.

Износ техники

Общая изношенность инфраструктуры и недостаточный уровень технологического развития остаются главными проблемами. 57% железнодорожных магистралей требуют ремонта, а 61% локомотивного парка нуждается в обновлении.

В результате проверок прокуратуры закрыты 29 магистральных путей и запрещена эксплуатация 396 грузовых вагонов.

Министерство транспорта утверждает, что в 2024 году было закуплено 143 новых вагона, а в 2025 году планируется приобрести еще 226.

Дефицит специалистов

Недостаток квалифицированных специалистов также является серьезной проблемой. Например, расследование крушения самолета Bek Air затянулось более чем на пять лет из-за недостаточного профессионализма сотрудников.

Транспортная прокуратура провела 25 проверок в авиационной сфере, выявив более 110 нарушений.

Отсутствие правовой базы

Недостаток нормативного регулирования также влияет на безопасность. Важные процессы остаются без должного контроля, что вынуждает компании действовать по собственным правилам.

Кто отвечает за безопасность?

Специализированные службы авиационной безопасности в аэропортах, совместно с полицией и спецслужбами, следят за ситуацией. На железнодорожном транспорте безопасность обеспечивают все участники процесса, включая перевозчиков и владельцев инфраструктуры.

"Эти меры направлены на поддержание высокого уровня безопасности и предотвращение инцидентов как на земле, так и в воздухе", – утверждается в ответе Минтранса.

Контроль со стороны прокуратуры

Транспортная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности всеми государственными органами и организациями в сфере транспорта. Она может вносить представления и протесты для устранения нарушений.

Граждане также могут обратиться в прокуратуру, если считают, что их права были нарушены.

Цены на билеты: рост и дефицит

При существующих проблемах в транспортной сфере цены на билеты остаются высокими и продолжают расти.

Железнодорожные билеты

В мае 2023 года цены на железнодорожные билеты выросли на 27%, а в некоторых регионах, например, в Шымкенте, – на 80%. В летний период наблюдался дефицит билетов на популярные направления.

Авиабилеты

В сентябре 2023 года депутат раскритиковал ценовую политику лоукостера, отметив, что цены на билеты значительно превышают обещанные. Например, стоимость перелета Астана – Актау достигает 60 тысяч тенге.

Министерство транспорта заявило, что не контролирует цены на билеты, так как они определяются авиакомпаниями в зависимости от рыночных условий.

"Рост цен на коммерческих направлениях – результат рыночных условий", – заключили в министерстве.

Поделиться: