Алматы вновь в центре музыкальной культуры: фестиваль The Spirit of Tengri на площади Абая 2023

Фестиваль The Spirit of Tengri вновь собрал множество зрителей и артистов, став центром музыкальной культуры в Алматы. Продюсер Константин Головин отметил, что "даже самый супермасштабный фестиваль начинается с команды из пяти-шести человек", подчеркивая важность командной работы. Участники фестиваля, такие как Наргиз Шакер, отметили, что "здесь невозможно быть в стороне" и каждый становится частью сцены. Волнение и ожидание первых звуков наполнили площадь, когда зрители готовились к началу праздника музыки и культуры.
Алматы вновь в центре музыкальной культуры: фестиваль The Spirit of Tengri на площади Абая 2023

Алматы вновь стал центром музыкальной культуры, открыв свои двери для фестиваля The Spirit of Tengri, единственного в Казахстане мероприятия, посвященного современной этномузыке. Для зрителей это был праздник музыки под открытым небом, а для артистов — возможность представить свои культурные традиции. За кулисами же развернулась напряженная работа команды, которая подготовила это событие.

Мы провели день с теми, кто стоит за организацией The Spirit of Tengri, наблюдая за их работой и задавая вопросы. Теперь делимся впечатлениями о том, как проходит подготовка к фестивалю.

The Spirit of Tengri проходит при поддержке генерального партнера - жилого комплекса "Мереке".

Подготовка: монтаж и координация

Подготовка к фестивалю началась за несколько дней до его открытия. Сцена была установлена заранее, шатры расставлены, а технические зоны размечены. На момент нашего визита площадь еще не была заполнена зрителями, но работа кипела.

На сцене трудились десятки людей: одни прокладывали кабели, другие настраивали свет и проверяли оборудование. Все должно быть выполнено на высоком уровне.

За сценой развернулась своя жизнь: склад, гримерки, шатры и столы с оборудованием. Продюсеры проверяли готовность, а координаторы давали инструкции волонтерам. Технический специалист работал над последней версией план-схемы.

"Даже самый супермасштабный фестиваль начинается с команды из пяти-шести человек - продюсирование, финансирование, творческая часть, - рассказывает продюсер Константин Головин. - А дальше вокруг этой основы выстраивается вся остальная команда. Каждый отвечает за свою зону, и со временем она разрастается до сотни человек".

На пультовой, главной зоне управления фестивалем, работал звукорежиссер Виктор Арестов, который с фестивалем с 2013 года.

"Самая большая сложность в том, что это не сольный концерт, - говорит Виктор. - Каждый артист приезжает со своими условиями, своими инструментами, со своими "хотелками". А у нас так повелось, что все - для музыкантов. Даже если это вызывает кучу сложностей".

Он указал на пульт итальянской группы Kalascima:

"Вот, например, они приехали со своим пультом. Нужно подключить его к нашей системе. В обычной ситуации мы бы просто забрали сигнал, и все. А здесь нужно, чтобы работало безупречно: и их оборудование, и наше. И на все - максимум 10 минут".

По мнению Виктора, особую сложность представляют этнические инструменты.

"Некоторые настолько уникальные, что нет даже второго такого. Надо не просто озвучить - надо, чтобы он звучал именно так, как должен. Красиво. Живо. Честно", - говорит он.

Режиссер фестиваля Марина Ожерельева подхватывает мысль Виктора:

"Тут никто не работает 'сам по себе'. Музыканты, свет, звук, режиссура - это все один организм. Иногда звукорежиссер даже помогает артисту раскачать публику. Они чувствуют друг друга. Это и есть магия".

Саундчек и оживление сцены

Сцена наполнилась жизнью, артисты начали выходить на саундчек. Звук барабанов раздавался по площади, а на пультовой шла проверка микрофонов и настройка оборудования.

Арт-директор Павел Белоусов отвечал за визуальную часть фестиваля. Он создавал уникальные визуальные образы для каждой композиции, переслушивая их множество раз.

"Каждая группа играет по 7-10 композиций. А всего коллективов около десяти. Это более 70 треков, и под каждый нужно придумать отдельный визуал. Все должно быть уникальным, авторские права никто не отменял", - отмечает Павел.

За сценой активно работала Наргиз Шакер, ассистент режиссера и менеджер по работе с артистами. Она контролировала тайминг и координировала работу волонтеров.

"Здесь невозможно быть в стороне, - говорит Наргиз. - Ты все время на связи: с артистами, с координаторами, с волонтерами. Ты будто сам становишься частью сцены, даже если тебя никто не видит".

На каждой репетиции фиксировалось время, необходимое для установки инструментов и оборудования каждой группы.

Между выступлениями техники настраивали звук для следующей группы, а диджей выходил на сцену, чтобы поддерживать ритм.

"Как настрой? Готов к выступлению?" - спрашиваем диджея.

"Как всегда, - отвечает он. - Здесь важно не просто включить трек. Нужно подхватить настроение и не дать ему упасть".

Финальные приготовления и первые зрители

Площадь заполнилась зрителями, которые расселись на лавочках и начали рассматривать изделия ручной работы. В воздухе витал аромат баурсака и легкое волнение.

В гримерках шли последние приготовления, а за сценой организаторы проверяли график. Все были готовы к началу.

Обратный отсчет

За полчаса до старта площадь была переполнена. Люди готовили телефоны для съемки, кто-то пытался увидеть лучше, а кто-то просто ждал первых звуков.

Сцена была готова: свет, звук и оборудование на местах. Запустился диджей-сет, который стал звуковым мостом между дневной суетой и вечерним действом.

На часах 17:55, и на LED-экране появился обратный отсчет: 5 минут, 4, 3. Команда замирает, на их лицах читается волнение. Отсчет заканчивается джинглом фестиваля и мощными раскатами грома.

"Это как запуск ракеты. Ты либо готов, либо нет, - говорит продюсер за сценой".

Первый аккорд раздался, и сцена наполнилась светом, а публика встретила его аплодисментами.

The Spirit of Tengri начался.

В ритме вечера

С каждым моментом фестиваль становился все громче и ярче. На сцене сменялись коллективы, а за кулисами шла активная работа. Артисты готовились к выходу, техники меняли оборудование, а звукорежиссер контролировал каждый трек.

Артисты, вернувшиеся со сцены, делились впечатлениями, а те, кто готовился к выступлению, настраивались.

Наргиз провожала артистов на сцену, обмениваясь с ними хлопками ладоней на удачу. После выступления они спрашивали ее о впечатлениях, хотя по реакции публики все и так было ясно.

"Самое сложное - это бесшовность шоу, - говорит Наргиз. - У нас нет пауз, все идет потоком. Нужно быть уверенной, что каждый артист готов".

Артисты, особенно те, кто впервые выступали, часто удивлялись уровню фестиваля.

На площади царила атмосфера единства и радости.

Финальные аккорды

Фестиваль подходил к концу. Последние композиции звучали на сцене, и за кулисами раздавались облегченные улыбки. Первый день завершился успешно.

"Многие думают, что в конце наступает облегчение, - говорит продюсер. - А я скажу неожиданную вещь: наступает грусть. Потому что для многих из нашей команды фестиваль стал родным".

На вопрос о технических сложностях он упоминает редкий барабан группы Otyken, который пришлось собирать на месте.

Голос диктора звучит уверенно:

"Команда фестиваля The Spirit of Tengri выражает искреннюю благодарность нашему партнеру - жилому комплексу 'Мереке'. Мы благодарим всех, кто стал частью этого большого культурного события! Дорогие друзья, первый день фестиваля THE SPIRIT OF TENGRI завершен. До встречи завтра".

На финальных минутах на сцену поднимаются все - артисты, команда, волонтеры. В этот момент вся площадь становится единым кадром, делая общее фото на память.

The Spirit of Tengri - это не только музыка, но и люди, которые создают праздник. Второй день фестиваля обещает быть не менее насыщенным, с выступлениями ARO из Казахстана, Равшана Юнусова и группы 'Abbos' из Узбекистана, Далера Назарова из Таджикистана, башкирской группы Ay Yola и сибирского коллектива Otyken. Завершит фестиваль зрелищное шоу дронов, которое украсит ночное небо.

Фото: Глеб Терлецкий и Артем Чурсинов.

Поделиться: