Села Казахстана: новый тренд отказа от алкоголя

В Казахстане растет количество сел, отказывающихся от продажи и употребления алкоголя. Более 100 населенных пунктов выбрали безалкогольный образ жизни, что связано с возвращением к традициям, Healthy lifestyle и влиянием старейшин. Это приводит к улучшению общественной атмосферы и стабильности.
Села Казахстана: новый тренд отказа от алкоголя
```html

В Казахстане наблюдается тенденция, когда все больше населенных пунктов отказываются от продажи и употребления алкогольных напитков. На начало года более 100 сел в трех областях страны стали безалкогольными. Каковы причины этого явления? Является ли это необходимой мерой или осознанным выбором? Об этом рассказывает культуролог и казаховед Абылайхан Калназаров.

Возвращение к корням

Абылайхан Калназаров утверждает, что отсутствие алкоголя в некоторых селах — это не новая практика, а восстановление традиционных ценностей.

"Исторически, для жизни кочевников употребление алкоголя не было характерным. Казахи почти не пили крепкие напитки, единственным традиционным напитком был кумыс — кобылье молоко, подвергнутое естественному брожению," — рассказывает культуролог.

С увеличением интереса к здоровому образу жизни и национальному возрождению, многие люди начали самостоятельно отказываться от алкоголя, осознав его разрушительное влияние на семьи и общество, отмечает он.

Сила традиций, а не запретов

Культуролог считает, что в селах, выбравших безалкогольный образ жизни, никто не заставляет жителей отказываться от спиртного. Это результат взаимного уважения и авторитета определенных личностей.

"Возникновение уважения к старшим и традициям подразумевает отсутствие насилия или строгих запретов. Людям легко объясняют: "Арақ — атадан қалған ас емес" ("Водка не наследие твоих предков")," — говорит он.

Важно, что в таких сообществах срабатывает коллективная ответственность: если кто-то нарушает правила, с ним общаются старшие или имам.

"У нас не стоят полицейские на каждом углу, но имеется совесть и честь рода. Молодежь также активно вовлекается в трезвый образ жизни через спорт, культуру и национальные игры. Люди стремятся к успеху — пьющий оказывается в стороне от жизни," — подчеркивает собеседник.

Значимую роль также играет совет старейшин, который Калназаров называет "сердцем аула". Это неформальная группа из самых уважаемых жителей, основанная на мудрости и авторитете, а не должностях. Их решения учитываются всеми, так как они поддерживают традиции и выступают посредниками в конфликтах.

"Когда возникает вопрос о запрете алкоголя, решение принимает совет. Это консенсус, а не давление сверху. Старейшины объясняют, направляют и предлагают альтернативы, служа примером. Они занимаются воспитанием молодежи и организуют культурные мероприятия. Это активный институт, и когда старейшины объявляют, что в ауле не будет алкоголя, с этим никто не спорит," — говорит Калназаров.

Дальнейшие перспективы трезвости

По мнению Калназарова, этот тренд будет лишь усиливаться, поскольку люди устали от последствий алкоголя, таких как разрушенные семьи и преступления. Особенно это заметно в отдаленных регионах, где все проявляется на поверхности.

"Мы видим не временное явление, а глубокие изменения в обществе. Бездозвольные села находятся в разных уголках Казахстана, и завтра их станет еще больше. Это возвращение к здоровой жизни, где главными остаются честь, здоровье, уважение к предкам," — подчеркивает он.

Калназаров отмечает, что эффект "домино" также наблюдается: одно село отказывается от алкоголя — и другие последуют его примеру.

"Как только одно село достигает положительных результатов в отказе от алкоголя, другие начинают переходить на безалкогольный образ жизни. Такие инициативы быстро распространяются, особенно на юге страны. Безалкогольная политика должна строиться на культуре, морали и общественной солидарности, так действуют традиционные казахские подходы," — резюмирует эксперт.

По словам Калназарова, в сегодня в общество возвращается понимание, что опьянение — это позор и слабость. Молодежь не просто отказывается от алкоголя, она сама задает новый стандарт, выбирая трезвую жизнь.

"Это уже не протест, а новая норма. Безалкогольные села представляют собой осознанные пространства, где культура и традиции служат основой," — добавляет он.

Калназаров делится воспоминанием о разговоре с аксакалом одного из таких сел — бывшим директором школы.

"Он отметил, что в безалкогольных селах нет режима, здесь просто нет места для алкоголя. Атмосфера такая, что даже молодежь не хочет пить. Некоторые волнуются, окажет ли отказ от алкоголя негативное влияние на экономику. Напротив, в долгосрочной перспективе это только помогает: деньги, которые раньше тратили на спиртное, вкладываются в развитие, улучшение условий жизни," — заключает он.

В марте стало известно, что еще 33 казахстанских села отказались от спиртных напитков, теперь в Актюбинской области. Больше всего безалкогольных поселков сосредоточено в Темирском районе, где семь населенных пунктов (Кайынды, Бабатай, Шибулак, Аксай, Бірлік, Шыгырлы, Ащысай) отказались от алкоголя.

В Кызылординской области 18 населенных пунктов также выбрали трезвый образ жизни, и в некоторых из них за последние три года не было зафиксировано ни одного преступления.

В 53 селах Атырауской области также отказались от спиртных напитков, и в результате там не зарегистрировано ни одного правонарушения за два года. Опыт безалкогольных сел планируется распространить по всему региону.

```
Поделиться: