Алматы: три возможных пути в условиях перенаселенности

Исследуются три сценария развития Алматы: фантастический, оптимистичный и реалистичный. Предлагаются решения для перегруженности города, включая создание "умного" мегаполиса, улучшение общественного транспорта и развитие самодостаточных районов.
Алматы: три возможных пути в условиях перенаселенности
```html
grid Краткий пересказ текста Этот текст сгенерирован ИИ
  • В статье рассматриваются три сценария развития Алматы: фантастический, оптимистичный и реалистичный, которые могут помочь решить проблемы с перегруженностью и нехваткой инфраструктуры.
  • Фантастический сценарий включает создание "умного" города с вертикальными экогородами и магнитным транспортом к 2070 году.
  • Оптимистичный сценарий предвидит устойчивое развитие Алматы с улучшенной транспортной системой и переселением людей из аварийного жилья к 2050 году.
  • Реалистичный сценарий фокусируется на модернизации общественного транспорта и инфраструктуры до 2030 года.
  • Эксперты подчеркивают важность туристического и экологического развития, а также создания самодостаточных районов для снижения нагрузки на мегаполис.
  • Также предусмотрено создание новых городов, таких как "Алатау сити", для снижения нагрузки на инфраструктуру столицы и создания комфортных условий для жизни.
  • Проект "Алатау сити" включает в себя умные районы, где будут сосредоточены бизнес, наука, промышленность и досуг, с населением более миллиона человек к 2050 году.

Алматинцы могут представить жизнь в вертикальных минигородах, где все необходимые услуги сосредоточены в одном месте: от детских садов до спортивных объектов. В таких местах фермы могут располагаться на крышах, а отходы перерабатываются в энергию. Звучит как научная фантастика, но подобные технологии уже применяются в некоторых городах мира. Тема будущего Алматы поднимается в обсуждениях о решении его проблем с перегруженностью и инфраструктурой через три сценария развития.

Перегружен ли город?

За последние 15 лет население Алматы увеличилось почти вдвое: с 1 390 610 жителей в 2010 году до приблизительно 2 292 055 в начале 2025 года. Местные жители часто отмечают, что город перенаселен, ссылаясь на постоянные пробки, переполненность общественного транспорта, а также нехватку мест в учебных заведениях.

Пробки в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан СариевПробки в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

Однако, по количеству людей на квадратный километр, Алматы не является перенаселенным городом - плотность населения составляет 3350 человек на квадратный километр. Например, в Ташкенте этот показатель значительно выше – почти 8000 человек на квадратный километр. В таких мегаполисах, как Токио и Нью-Йорк, плотность населения еще выше – 6500 и 10 000 человек на квадратный километр соответственно.

Эксперты утверждают, что проблемы города не в перенаселенности, а в недостаточной инфраструктуре и неравномерном распределении средств. Владислав Филатов, архитектор и урбанист, связывает это с неравномерным развитием города на протяжении всей его истории.

История развития Алматы

Согласно Филатову, инфраструктурные проблемы возникли из-за быстрого и хаотичного роста города в течение 150 лет, что создало множество вызовов:

"После Второй мировой войны район стал застраиваться быстрыми темпами, что привело к строительным проблемам, когда новая зона обрастала старыми окраинами, которые оставались без необходимых услуг."

Предлагаем взглянуть на две фотографии. Первая, сделанная в 1931 году, показывает Свято-Казанский собор и жилища вокруг него. Вторая - снимок из Google Earth, сделанный в 2025 году, показывает ту же местность. Сравнение показывает, как изменился город за 100 лет.

Перемещая бегунок на фотографии, можно наблюдать, как изменялась плотность застройки. Также стоит понимать, что эта область с преобладанием частного сектора не сопоставима с центральными районами.Филатов отмечает, что такая экспансия города привела к смешению частного и городского строительства, а также к пробкам из-за повседневных поездок.

Справка: маятниковая миграция – это перемещение людей между местом жительства и местом работы.

Урбанист считает, что территория Алматы должна быть более плотно застроена для улучшения качества жизни и равного доступа к инфраструктуре.

Пути решения проблем: три сценария

Фантастический сценарий

Представим, что 2070 год: Алматы – "умный" мегаполис:

  • Жители обитают в вертикальных экогородах, имеющих все удобства: от детских садов до больниц.
  • Замкнутая экосистема обеспечивает работу и все жизненно важное в одном пространстве.
  • Сейсмостойкие здания.
  • На крышах расположены фермерские угодья и солнечные панели, которые перерабатывают дождевую воду и отходы.
  • Управление коммунальными службами ведется искусственным интеллектом для предотвращения поломок.
  • Город полностью соединен через цифровое ядро, обеспечивающее эффективное управление.
  • Системы климат-контроля регулируют температуру и влажность в центре города.
  • Разработаны биоинженерные решения для очистки дождевой воды.
  • Личное авто стало редкостью, а разработана многоуровневая система экологического транспорта.
  • Воздух чист, а зеленые зоны интегрированы в городское пространство.
  • Проживание осуществляется в спутниках, которые так же умны, как и Алматы.

Хотя это звучит как далекое будущее, подобные технологии уже частично внедрены в других странах. Например, первая магнитная дорога открылась в Германии в 1984 году и достигала скорости 501 км/ч. В Китае же высокоскоростной маглев функционирует с 2004 года, связывая аэропорт Шанхая и каждый час отправляя поезда с максимальной скоростью 431 км/ч.

Маглев в Шанхае. Фото: Alex NeedhamМаглев в Шанхае. Фото: Alex Needham

Подобные экогорода также существуют или находятся на стадии разработки. Например, проект Nye в Дании, который рассчитан на экологичную жизнь с велосипедным и пешим передвижением внутри города. Строительство первого этапа этого проекта началось в 2016 году.

Город Nye. Фото с официального сайта Nye.dkГород Nye. Фото с сайта Nye.dk

Этот проект планируется завершить к 2030 году, где будут проживать до 15 000 человек.

Другой проект – Масдар в ОАЭ, который стремится стать первым в мире полностью экологически чистым городом, работающим на солнечной энергии. Этот проект был инициирован правительством Абу-Даби и будет вновь запущен после экономического спада, начавшегося в 2006 году.

Дизайн-проект "Масдар сити". Иллюстрация с сайта Fosterandpartners.com

Эксперты предлагают более реалистичные сценарии для Алматы, избегая оптимистического и фантастического подходов, чтобы соответствовать современным условиям жизни.

Оптимистичный сценарий

2050. Алматы – зеленый и устойчивый город:

  • Городской транспорт стал удобным и современным, снижен уровень переполненности, введены новые маршруты и электрические автобусы.
  • Идет процесс переселения людей из аварийного жилья и осуществляется реновация старых зданий.
  • Создаются районы с полной инфраструктурой и рабочими местами.
  • Новые дороги и инженерные сети обновляются для повышения качества жизни.

Эксперты акцентируют внимание на необходимости точечной застройки, чтобы обеспечить создание современного жилья с необходимыми услугами.

"Такое задание требует изменения взгляда на точечную застройку как на необходимость для частного сектора города," – отмечает Владислав Филатов.

Анализируя современное строительство, Филатов утверждает, что основная нагрузка на инфраструктуру ложится на людей, которые приезжают в город из соседних областей только для работы, а не живут здесь постоянно.

"Люди приезжают из пригородов и вынуждены каждый день использовать инфраструктуру, в то время как необходимо стремиться к созданию удобных волнующихся сообществ," – добавляет эксперт.

Создание новых центров на окраинах и развитие "умных" городов, таких как "Алатау сити", станут реальным решением для Алматы в ближайшие годы.

Современный Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kzСовременный Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz

Эксперт Диас Маратулы замечает, что конкуренция среди городов делает Алматы более привлекательным для инвесторов, создавая новые рабочие места и бизнес-проекты. Важно строить необходимую инфраструктуру для расширенного населения.

Количество строящихся зданий в Алматы может показаться большим, но ключевым фактором остается качество застройки и ее расположение.

"Основная проблема заключается в том, что новые жилые комплексы продолжают строиться на окраинах, в то время как центральные районы остаются без должного внимания," – поясняет Маратулы.

Для улучшения ситуации стоит сосредоточить внимание на создании комфортной среды в существующих границах города, а также обновлении инфраструктуры.

Реалистичный сценарий

2040 год. Алматы – это город с улучшенной инфраструктурой:

  • Введены новые автобусные маршруты и развиваются велодорожки, стоимость парковки повышается.
  • Обновляются дороги и инженерные сети, убираются свалки.
  • Старое жилое строение сносится, а новые жилые комплексы создают оптимальные условия.
  • На окраинах города создаются новые районы и зональные полицентры.

Реалистичный сценарий отражает наработки на уровне градостроительных планов города, специальные инициативы для улучшения качества жизни. Архитекторы советуют тщательнее пересмотреть существующие маршруты общественного транспорта.

"Москва и Стамбул могут послужить хорошими примерами модернизации общественного транспорта, что улучшает общую мобильность населения," – добавляет Филатов.

Диас Маратулы также акцентирует внимание на необходимости создания удобной парковки, объясняя, как можно автоматически регулировать стоимость в зависимости от спроса.

"Если на конкретной улице есть заторы, стоимость парковки может возрастать. Это поможет создать свободные места для ощутимого снижения нагрузки," – отмечает Маратулы.

Важно, чтобы решения внедрялись последовательно, чтобы вернуть комфортный уровень жизни жителям Алматы.

"Реальная жизнь в городе призывает к динамичному росту и продуманному планированию," – завершает эксперт Маратулы.

Развитие полицентричности и проектов нового города "Алатау сити" станет важным шагом к достижению оптимистичного будущего для Алматы.

Так, Алматы стоит на пороге новых трансформаций, и его будущее может стать примером для других городов Казахстана.

```
Поделиться: